Главная Новости Унифицируемые коммуникации на российском рынке: факторы роста

Унифицируемые коммуникации на российском рынке: факторы роста

Современный бизнес отличается динамичным и мобильным характером и требует от менеджеров повышенной производительности труда. Что касается динамичности, то действительно, в условиях повышенной конкуренции во многих случаях скорость принятия решений играет ключевую роль в успехе бизнеса. При этом крайне желательно, что бы при повышении скорости принятия решений не страдало их качество.

Так для принятия решения менеджеру часто требуется помощь коллег, партнеров или экспертов и от того, насколько быстро он сможет эту помощь получить, зависит и «правильность» принятия того или иного решения. Если же говорить о коллективном принятии решений, то к выше названным задачам быстрых коммуникаций с абонентами добавляется задача собрать в одном месте всех лиц участвующих в процессе, что тоже бывает нетривиальной задачей, так как эти сотрудники так же имеют свой график встреч или вообще могут находится в разных концах города, страны или мира.

Если посмотреть на расписание современного успешного менеджера, то как минимум половину рабочего времени тратится на различные встречи и совещания, остальное время в мегаполисах тратится на передвижения по городу между этими встречами. Здесь я конечно утрирую, но ненамного.Поэтому для эффективного ведения бизнеса, компании, имеющие существенный штат мобильных сотрудников или географически распределенную сеть офисов, партнеров и клиентов в разных точках земного шара внедряют у себя системы унифицированных коммуникаций.

Что такое «Унифицированные коммуникации»?Чем эти технологии или концепция организации телекоммуникаций как внутри компании, так и за ее пределами, отличается от просто телефонной связи? Все эти вещи на данном этапе развития этого рынка объяснять уже не приходится. Термин прочно закрепился. В данной статье хотелось бы рассмотреть факторы, влияющие на развитие технологий унифицированных коммуникаций, изменения в потребностях заказчиков и последних тенденциях как российского, так и зарубежного рынка унифицированных коммуникаций.

Gartner отмечает, что за последние несколько лет вендоры решений унифицированных коммуникаций существенно расширили функционал своих платформ, достигнув значительного прогресса в таких ключевых областях как мобильные инструменты, видео и гибридные опции. По данным магического квадрата Gartner за 2012 год, лидерами на этом рынке являются компании Cisco, Microsoft, Avaya и Siemens Enterprise Communications.

Рисунок1: Magic Quadrant for Unified Communications. Source: Gartner (July 2013)

По данным IDC на декабрь 2012 года, рынок унифицированных коммуникаций и совместной работы в регионе EMEA вырастет с $6,9 млрд в 2011 году до $11,7 млрд в 2016 году. То есть среднегодовой темп прироста объема этого рынка составит 10,9% в ближайшие пять лет.

Среди стран Центральной и Восточной Европы максимальный рост придется на Россию, Чехию и Польшу на протяжении всего прогнозного периода. Во многом этот рост будет стимулировать повсеместная замена корпоративных систем голосовых коммуникаций на системы нового поколения. 

Причем рост мирового рынка унифицированных коммуникаций происходит на фоне снижения продаж корпоративных УПАТС. По данным InfoneticsResearch, суммарный объем мирового рынка УАТС и клавишных телефонных систем в 2012 г. составил 8,1 млрд долл., что на 4% ниже уровня 2011 г.

По данным аналитиков, снижение продаж УАТС в регионе EMEA оказалось еще больше — целых 10%. В то же время показатели роста рынков Северной Америки и Азиатско-Тихоокеанского региона оказались хоть и очень малыми, но положительными: рост первого составил 2%, второго — 1%.

Infonetics констатирует, что после двух лет умеренного роста в 2012 г. продажи УАТС явно затормозились. Поставки росли, но на рынке сохранялось ценовое давление конкурентов, что снижало объемы рынка в деньгах. Дополнительным негативным фактором стало ослабление европейской экономики. Однако в 2013 г. на рынке УАТС  опять наблюдается умеренный рост.

На мой взгляд, причиной подобного положения вещей является восприятие потребителями преимуществ решений унифицированных коммуникаций на базе программных платформ. Благодаря гибкости и расширяемости таких платформ вендоры, предлагающие подобные решения, имеют возможность оперативно реагировать на требования рынка, чем производители аппаратных решений.

Итак, какие факторы развития коммуникационных и ИТ технологий внесли наиболее существенный вклад в развитие унифицированных коммуникаций. Я бы отметил два:    

Первый фактор — развитие мобильных технологий, повышение доступности для широких кругов населения таких устройств как планшетные компьютеры и смартфоны. А так же тесно связанная с этим концепция BYOD («принеси свое собственное устройство»). Благодаря тому, что мобильные устройства стали доступны, не только менеджеры высшего и среднего звена, но и рядовые сотрудники все чаще приходя на работу хотят пользоваться своими устройствами для деловых коммуникаций. Компании — потребители технологий унифицированных коммуникаций увидели в этой тенденции очевидную выгоду для себя, а компании — вендоры предложили поддержку самых популярных мобильных платформ в составе своих решений, обеспечив при этом должный уровень информационной безопасности для своих клиентов. Таким образом, сотрудник компании, внедрившей современную систему унифицированных коммуникаций, имеет возможность быть на связи со своими коллегами в любом месте и с любого удобного ему устройства, обеспечивая тем самым конкурентные преимущества компании в целом.

По мере наступления зрелости российского рынка унифицированных коммуникаций отечественные потребители все больше начинают понимать, что выгоды от внедрения подобных систем лежат не только в таких традиционных преимуществах IP-телефонии как сокращение расходов на связь, но и в том, что технологии унифицированных коммуникаций позволяют реально оптимизировать бизнес-процессы компании с целью сокращения сроков принятия управленческих решений и повышении производительности труда сотрудников. Так как по мнению Gartner, наибольшая ценность унифицированных коммуникаций состоит в том, что они позволяют исключить задержки в бизнес-процессах компаний, обусловленные нерезультативными попытками установить связь сотрудников друг с другом.

Второй фактор — появление на российском рынке предложений от провайдеров облачных услуг корпоративной связи. Преимущества использования технологий XaaS широко известны, и на западном рынке потребители все больше выбирают вариант построения корпоративных систем связи на базе облачных сервисов. На российском рынке широкое распространение облачных технологий построения корпоративных систем связи сдерживает прежде всего менталитет заказчиков, особенно крупных, с осторожностью относящихся к облачным технологиям, а так же недостаточное проникновение в регионах доступных услуг широкополосных каналов связи с поддержкой качества передачи голосового и видео трафика как необходимого условия использования услуг унифицированных коммуникаций на основе облачных технологий. Однако постепенно ситуация с проникновением ШПД в регионы улучшается и вместе с этим растет и интерес заказчиков к облачным сервисам корпоративной IP-телефониии унифицированных коммуникаций.

Согласно прогнозам J’son&Partners, к концу 2016 г. объём рынка виртуальной АТС увеличится до 3,8 млрд. руб., а среднегодовой темп роста рынка за период с 2010-го по 2016 г. составит 30%. Рост рынка виртуальных АТС будет происходить на фоне снижения рынка фиксированной телефонии в сегменте B2B. Снижение доходов в этом сегменте на протяжении рассматриваемого периода, согласно оценкам J’son&Partners, будет происходить со среднегодовым темпом около 2%.

Согласно результатам исследования, среди компаний СМБ на услуги виртуальной АТС наибольший спрос зафиксирован у предприятий, занимающихся ритейлом/продажами, фирм сектора ИКТ и промышленных компаний. Суммарный объём рынка услуг для предприятий данных секторов составляет 45% от общего рынка услуг виртуальной АТС для компаний СМБ.

У крупного бизнеса услуга виртуальной АТС наиболее востребована среди компаний государственного сектора, сектора ИКТ и промышленных предприятий. Суммарный объём рынка услуг для компаний данных секторов составляет порядка 50% от общего рынка услуг виртуальной АТС для фирм СМБ.

Американская компания Parallels опубликовала в ноябре 2013 года второе ежегодное исследование рынка облачных услуг, востребованных среди компаний малого и среднего бизнеса (СМБ) России. По данным компании, за год совокупный объем потребляемых облачных приложений и инфраструктуры вырос на 32% и составил 20,5 млрд. руб. ($633 млн). Наиболее востребованными сервисами оказались IaaS (7,8 млрд руб.), SaaS (7,4 млрд руб.) и решения для веб-присутствия и веб-приложений (4,2 млрд руб.). Заметно отстают по популярности решения по организации совместной работы и коммуникациям (1,1 млрд руб.), но при этом имеют самый большой потенциал роста среди всех облачных сервисов. Рынок этих решений будет расти на 63% в год и к началу 2016 года составит 4,5 млрд руб. ($139 млн).

Рассмотрим типовой пример внедрения технологий унифицированных коммуникаций в агентстве недвижимости, имеющей центральный офис в Москве и региональные офисы в нескольких крупных городах России и разветвленную партнерскую сеть. В штате такой компании присутствует большое количество мобильных сотрудников — агентов в каждом городе. По результатам внедрения системы унифицированных коммуникаций заказчик хочет получить снижение расходов на корпоративную связь и получить конкурентные преимущества на рынке за счет оптимизации бизнес-процессов взаимодействия между сотрудниками и клиентами. Так же заказчик преследует цель обеспечения информационной безопасности корпоративных данных о своих клиентах и партнерах.

В состав системы унифицированных коммуникаций входит IP АТС для совершения голосовых вызовов, сервисы присутствия (Presence), корпоративного чата, электронной и голосовой почты, аудио, видео и веб конференций. Доступ к сервисам для сотрудников осуществляется посредством программного клиента, который может быть установлен как на стационарном компьютере сотрудника, так и на мобильных устройствах — ноутбуках, смартфонах и планшетах. Причем компания придерживается политики BYOD и позволяет сотрудникам, особенно мобильным использовать собственные устройства для работы и общения с коллегами и клиентами. 

Экономия затрат на корпоративную связь достигается за счет функций IP АТС — маршрутизацией внутренних вызовов между офисами по IP каналам, построением оптимальных маршрутов вызовов в городские телефонные сети через различных провайдеров связи: звонок из московского офиса в Санкт-Петербург сначала направляется по внутренней сети в офис в Санкт-Петербурге и через подключение к местному оператору связи выходит в город и т.д. Мобильные сотрудники принимают вызовы от своих коллег и клиентов, по возможности используя WiFi или 3G интернет доступ и т.п. При правильном планировании системы и оптимальном построении маршрутизации экономия затрат на межофисную связь может достигать 80%, затраты на междугороднюю и международную связь уменьшаться на 35%-55%.

Что касается оптимизации бизнес процессов и повышения конкурентных преимуществ на рынке, то выгоды достигаются за счет:

- публикации статусов доступности сотрудников компании для своих коллег и предпочтительных каналов связи с ними в данный момент — 10% рабочего времени в среднем на каждого сотрудника;

- возможность собрать совещание с помощью сервиса web и видеоконференций между территориально распределенными сотрудниками с совместной работой над документами, обучение территориально распределенных сотрудников — до 20% — 40%;

- проведение презентаций услуг и предложений для клиентов с помощью сервиса web-конференций — 20% — 40%

- оперативный доступ к корпоративным коммуникационным сервисам для мобильных сотрудников

— повышение производительности 30% — 50%

Повышение лояльности сотрудников к компании за счет получения комфортных условий работы — бесценно!

Обеспечение информационной безопасности при использовании личных мобильных устройств осуществляется за счет комплексных мер, начиная с организации защищенного доступа к корпоративным сервисам по шифрованным каналам, заканчивая внедрением комплексных систем класса MobileDeviceManager (MDM), которые устанавливают на мобильном устройстве сотрудника специальный защищенный контейнер приложений под централизованным управлением. Такие системы предотвращают утечку конфиденциальной информации посредством электронной почты, обеспечивают защищенный доступ к приложениям и в случае утери устройства или увольнения сотрудника позволяют удалить корпоративные приложения и информацию с мобильного устройства.

Выводы:

Российский рынок унифицированных коммуникаций в настоящее время демонстрирует уверенный рост. Причем рост рынка наблюдается как в сегменте решений, устанавливаемых внутри корпоративных сетей, так и в сегменте предоставления облачных услуг. По моему мнению, это связано с несколькими причинами. В первую очередь у многих крупных предприятий возникает потребность в замене существующих устаревших корпоративных систем связи,реализованных по традиционным технологиям телефонии. При поиске нового решения заказчики готовы рассматривать внедрение новых технологий, позволяющих получить реальные преимущества для бизнеса и существенно расширяющие сервисы корпоративных коммуникаций.

Во вторую очередь свое влияние оказывает тот факт, что сейчас на рынке персональных средств связи присутствует множество предложений востребованных сервисов таких как Skype, различные мессенджеры и средства общения между людьми в социальных сетях. Используя эти технологии в повседневной жизни потребители ощутили удобства и функции, предоставляемые данными сервисами и готовы использовать подобные технологии и устройства в своей работе.  

ЖурналConnect, №12\2013 http://www.slideshare.net/yuliasedova75/uc-29499129

Платон Бегун
Дата публикации: 07.03.2014